Мой путь в IT начался на заре становления индустрии: я училась у создателя программы и первого факультета ВМК Неймарка Юрия Исаковича. После окончания университета меня распределили в приборостроительный институт, выполнявший оборонные заказы, на должность инженера-математика. Первый язык программирования был Assembler, на нём я написала свою первую программу для самотестирования системы при включении: она запускала в системе различные тесты для проверки на работоспособность.
Сейчас, имея за спиной многолетний опыт, я работаю тестировщиком: нахожу в коде ошибки при помощи тест-кейсов, которые разрабатываю сама, пишу об этом статьи на Confluence. Работаю в ОС Linux.
Периодически я сталкиваюсь со стереотипами: часто люди относятся предвзято к тем, кто приходит в IT в зрелом возрасте или после длительного перерыва. Может сложиться и обратная ситуация: когда начинаешь считать себя умнее коллег только потому, что работаешь дольше.
Правда в том, что обе эти позиции — неправильные.
Каждый из нас — это профессионал с уникальными ресурсами разного качества, а значит, и востребованностью. Можно только выпуститься из университета и иметь огромный потенциал, а можно так ничему и не научиться за годы работы. Важно постоянно поддерживать качество своего ресурса: много работать, учиться, в том числе и у коллег, взаимодействовать с членами команды, помогать и принимать помощь.
Несмотря на весь имеющийся опыт, я столкнулась с необходимостью дополнительного образования. Я работала руководителем группы тестировщиков, когда поняла, что не хватает знаний и нужно восполнить пробелы. Так, я прошла Школу IT-менеджера и аналитика при АНХ (РАНХиГС), Школу тест-менеджеров и тест-аналитика. Для меня справедлив принцип Челомея: «Чтобы система была устойчивой, ее надо время от времени сильно “встряхивать”». Постоянная учёба — это именно такая встряска, которая, к тому же, очень хорошо выравнивает людей разных возрастов и опыта, ведь новичками бывают все, вне зависимости от возраста.
А чтобы эффективнее повышать свою ценность, я советую:
- Развивать насмотренность. Наблюдайте за тем, какие навыки есть у коллег, и подмечайте те, которые хотелось бы освоить самому
- Регулярно оценивать свои компетенции. Можно выписать их на бумагу и проставить оценку, так вы сможете отследить, что давно нужно было улучшить
- Не бояться признавать, что вы что-то не знаете. Это может показаться проявлением непрофессионализма и слабости, но на самом деле куда хуже обманывать себя и коллег и не развиваться.